С шашкой наголо мчится юный атаман. Ветер преломляется о его
чуб, так, что тот торчком встает и посреди поля брани видно своих по этим
задорным и самобытным чубам русских казаков. Фильм «Тарас Бульба» вышел
необычным. Хоть и сам принцип организации оказался довольно простым: батальные
сцены, коварство, любовь, немного пыток на свежем воздухе и русский дух, которым
пропитано все вокруг.
Поразило сразу несколько вещей: во-первых, действительно патриотичный настрой,
без сомнения удавшийся, без использования шовинизма и национализма в качестве
стимулирующего ресурса. А ведь переступить черту ой как легко. Во-вторых,
польская принцесса, которую сыграла Магдалена Мельцаж. До чего ладная да
пригожая, что, кажется, будто для русских красавиц подросли серьезные
конкуренты.
Особо порадовала игра Владимира Вдовиченкова, который после фильма о казачестве
в моих глазах дорос до уровня Хабенского и Безрукова. Еще пару фильмов, и этот
талантливый актер сможет обуздать любовь не только приблатненной публики,
помешанной на «Бумерах», но и вполне серьезных любителей правильного кино.
Повесть о товариществе – вот, по моему мнению, главный мотив картины. Все
остальное: православие, предательство близких, и конечно рассказы о походах
казаков – вещи вспомогательные. Хотя большая часть из них бьет, как «нурофен»,
точно в цель. Тарас Бульба – не просто персонаж, живший во времена удалых
казачков, бороздящих моря и пересекающих степи в поисках доброго злата, да
вольного ветра. Этот благородный муж вобрал в свой образ всю союзность и
сплоченность русского оружия супротив алчности, блуда и мздоимства, творившегося
в ранней Восточной Европе.
Убийство своего сына не казалось чем-то удивительным, после того, как
ослепленный юнец бросил свое войско и перешел на сторону врага. В этом и есть
самое печальное: в фильме много недосказанного. И убийство в лесу – тому
подтверждение. Не верится как-то, что вот так просто человек предал своих друзей
и общее дело ради девушки и пошел рубать казачков в златых доспехах польского
производства. Не так просто все это происходит, а Бортко выразил лишь малую
часть возможного.
Также сложно было воспринять побег Тараса с площади, где казнили Остапа.
Полагаю, что его зычный крик «сынку» не мог быть незамеченным. Соответственно,
странно, как он из первых рядов сбежал от панов-изуверов. Возможно, следовало бы
снять две серии, экранизации этого замечательного романа Николая Васильевича
Гоголя. И раскрыть подробности предательства, и того, как служанка татарка
отыскала его среди спящих казаков, и то, почему она знала о подземном ходе, а
польская красавица тем временем голодала в царских покоях. Вопросы к фильму
есть. Нужны ли ответы? Возможно, что и нет…
Я уверен, что пройдет время, и русские, украинцы и белорусы
могут жить в одной стране. Вернее, простые граждане итак живут в этой одной
«пост-совковой» стране. В этом фильме я вижу намерение режиссера достучаться до
властителей и государств, речь о которых шла в ходе этой замечательной
экранизированной истории о братстве воинов, их храбрости и чести.
И пусть не забудутся и сохранятся в генетической памяти эти лучезарные всплески
пассионарного движения, отправной точкой которого стала дружина в
нестиранных рубахах, да казацких сапогах.
источник:
www.alexeyclub.ru
Копирование без обратной ссылки воспрещается.
© [Магда Мельцаж], 2008-2009.
Все права защищены.